Предложите малышу посоревноваться, с вами у кого лучше получится:
- Бросать мяч вверх и поймать его двумя руками.
- Ударить мяч о землю так, чтобы он отскочил повыше (у кого выше).
- Ударить по мячу ногой - у кого дальше укатится.
- Поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и поймать на лету.
- Бросать мяч друг к другу - кто поймает.
- Забрасывать мяч в коробку с разного расстояния.
- Катать мяч вперед и стараться его догнать.
- Поставить на расстоянии игрушку и по сигналу катить мяч, отталкивая от себя ладонями и пальцами, в сторону игрушки. Кто прикатит первым.
- Бросать небольшой мяч в коробку с разного расстояния левой рукой, а затем правой.
- Поставить стул или табуретку на определенном расстоянии. Катнуть мяч так, чтобы он прокатился между ножками.
Если вы будете соревноваться с малышом по-настоящему, то, конечно, победите, но ведь игра предназначена не для вас, а для того, чтобы научить ребенка бросать, ловить и катать мяч, способствуя тем самым формированию и развитию движений. Всегда помните об этом, смело поддаваясь и проигрывая.
«ЛОШАДКИ»
Покажите малышу картинку, где изображен конь; если есть возможность, купите игрушечную лошадку-качалку или лошадку на колесиках. Расскажите, сколько у нее ног, какой хвост, ушки, глаза, что она ест и как скачет и т. д. Прочтите стихотворение А. Барто:
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Покатайте малыша, посадив к себе на спину. Сделайте вожжи, пропустив их под мышками, повесьте колокольчик и поиграйте, изображая лошадку. Побегайте, попрыгайте. Научите маленького отдавать команды: «Но!», «Поехали!» Можете предложить ему изображать лошадку, а вы будете дергать за вожжи.
«ПОЙМАЙ ПЛАТОЧЕК»
К палочке привяжите веревочку, на конце прикрепив платок. Держите палочку так, чтобы платок находился выше поднятой руки ребенка. Подпрыгивая, малыш должен стараться хлопнуть по платку ладонями. Учите ребенка подпрыгивать на двух ногах и не только хлопать по платку, но и доставать подвешенные конфеты или игрушки.
«СПРЫГНИ С ВЫСОТЫ»
Прочтите малышу стихотворение Агнии Барто:
Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
«Вот видишь, Света, зайку никто не учил прыгать со скамейки, вот он под дождиком и промок. Давай научим зайку прыгать. Бери зайку на руки, забирайся с ним на диван, скажи: «Не бойся, зайка, я научу тебя прыгать, и ты больше не будешь мокнуть под дождиком». А теперь, давай согни обе ноги и, оттолкнувшись, спрыгни вниз на пол. Опа! Вот молодцы, и Света молодец, и зайка молодец, не испугался. Еще хотите прыгать? Ну, что ж, давайте...»
«СОВА ОХОТИТСЯ НОЧЬЮ»
Прочтите малышу загадку:
Днем спит, Ночью летает,
Людей пугает.
Объясните, что это такая птица, называется сова, покажите ее на картинке: «Вот, Оленька, смотри, что здесь нарисовано: птички летают, солнышко светит. Это день. А вот ночь. Темно. В небе только луна и звезды. Ночью все спят. Дети спят. Птички спят. Одна сова не спит. Утром встанет солнышко, и все проснутся. А теперь давай с тобой поиграем: я буду сова, а ты птичка. Я говорю: «День!» Ты можешь бегать, прыгать, летать по комнате. Я говорю: «Ночь!» Ты, Оленька, должна остановиться и не двигаться. А я, сова, буду летать вокруг тебя, если шевельнешься, заберу к себе в лес, в дупло. Скажу опять: «День!» — можешь снова бегать и прыгать. Ну, приготовились, день!...»
«ИДИ ПО ДОРОЖКЕ»
Положите на пол веревку, это будет дорожка. Сделайте ее прямой, а в некоторых местах извилистой. Поиграйте с малышом: кто сумеет пройти точно по веревочке до конца, а кто оступится — попадает в болото.
«ПАУК»
Покажите малышу картинку или прыгающего на резинке паучка и объясните, что паук очень проворный, умеет ползать вверх и вниз. Можете посмотреть по видеомагнитофону отрывки из знаменитого мультфильма «Человек-паук», где Спайдермен проявляет паучью ловкость, благодаря которой одерживает победу над своими врагами.
Предложите малышу поиграть в паука. Виснуть на веревке, крепко держась руками, подниматься вверх по гимнастической стенке и т. д.
«УГАДАЙ, КТО ИДЕТ»
Покажите ребенку картинки зверей и объясните: «Вот медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен». Постучите медленно в бубен, а ребенок пусть ходит, как медведь.
«А вот так прыгает воробей, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен». Быстро постучите в бубен, а малыш пусть поскачет, как воробей.
«А вот так бегает волк, быстро и грозно, так, как звучит бубен». Стучите в бубен, а маленький пусть изображает, как, бегает волк.
Затем, стуча в бубен, все время меняйте темп, а ребенок пусть то идет, как медведь, то прыгает, как воробей, то бегает, как волк.
«ИДИ СО МНОЙ ИГРАТЬ»
Поставьте на расстоянии 2-3 метров от ребенка игрушки и скажите: «Олежка, видишь мишке, зайке, лисичке и белке сидеть одним. Позови их играть вместе с нами. Чтобы они тебя услышали, звать надо громко, вот так: «Зайка, иди сюда!». Давай вместе позовем их. Ну, кого первого? Мишка-а! Зайка! Лисичка! Белка! Нет, так они нас не услышат и не придут. Давай-ка еще раз...»
Учите ребенка, чтобы говорил громко, а не кричал.
«УГАДАЙ, КТО ПРИШЕЛ»
Предложите ребенку поиграть, кто придет из зверушек к нему в гости. Выйдите из комнаты за дверь и, чуть приоткрыв ее, подавайте голос, подражая одному из животных, а малыш должен угадать, кто это.
«Мяу-у! Кто пришел в гости к Андрюше? Кошечка. Вот возьми ее. А сейчас — иго-го! Кто это, лошадка? Проходи, лошадка. А вот — ква-ква! Лягушка прискакала. Ав-ав-ав! Собачка. Кря-кря-кря! Уточка...»
«ПЛЫВИ, КОРАБЛИК»
В небольшой тазик с водой пустите плавать бумажный кораблик. Пусть ребенок, чтобы заставить кораблик двигаться, дует на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «ф». Попросите ребенка «пригонять» кораблик к определенному месту. Следите, чтобы малыш при произношении звука «ф» не надувал щек, а медленно и длинно выдыхал через рот воздух.
«НОВЫЙ ГОД»
Попробуйте объяснить ребенку, что в Новый год все наряжают елку, приходит Дед Мороз и дарит детям подарки. Покажите на открытке нарисованного Деда Мороза, скажите, что он очень добрый и очень любит маленьких детей. Достаньте игрушки — Деда Мороза и Снегурочки, познакомьте ребенка с ними.
Новогодняя елка. Наряжайте ее вместе с малышом, пусть он подает вам игрушки: «Это шарик, это зайчик, это шишка, это сосулька. Не знаешь, что такое сосулька? Это вода, которая от мороза замерзла. Будем гулять на улице, я сорву с крыши и покажу тебе сосульку, снег и снежинку... А чтобы на елке зажглись волшебные огоньки, надо сказать: раз-два-три, елочка, гори!»
Пусть ребенок скажет эти слова, а вы незаметно включите гирлянду.
Скажите малышу, что Дед Мороз очень любит, когда дети рассказывают ему стишки, за это он дает новогодний подарок. Разучите с ребенком
«ИГРЫ С ДЕДОМ МОРОЗОМ»
Познакомьте ребенка с несколькими подвижными играми, чтобы он мог играть с другими детьми.
«ЗАМОРОЖУ»
Все играющие образуют круг и вытягивают руки вперед. Дед Мороз бежит вдоль круга, стараясь шлепнуть игроков по ладоням, которые те должны успеть убрать. Кого он коснется рукой, заморожен и больше участия в игре не принимает.
«КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ»
Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что, если он скажет «карлики», все должны сесть на корточки, а если скажет «великаны», все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
«МОРСКАЯ ФИГУРА»
Участники становятся по всей площадке. Вместе с ведущим поднимают руки вверх, плавно водя ими влево-вправо, изображая волны, и произносят считалку:
Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура,
На месте замри!
Играющие останавливаются и замирают, изображая какую-либо фигуру. Ведущий объявляет победителем участника, который придумал самую красивую фигуру.
«ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Играющие делятся на две команды - это гуси, они расходятся в разные стороны площадки. Выделяют двух водящих - это волки, они становятся на середине площадки. По сигналу ведущего гуси совершают перелет, то есть команды меняются местами. Волки ловят гусей, преследуя их до самого укрытия. Пойманных гусей считают и отпускают обратно.
После двух повторений подводят итог и выбирают, новых водящих. Побеждает тот из волков, который поймал гусей больше.
«КОШКИ-МЫШКИ»
Выбирают кошку и мышку. Мышка находится внутри круга, а кошка снаружи. Кошка должна поймать мышку. Игроки, образующие круг, защищают мышку от кошки. Кошке же разрешается прорывать сцепленные руки, подпрыгивать и перепрыгивать через них. Если кошка прорвется в круг, мышка может выбегать наружу. Когда кошка поймает мышку, они становятся в цепь игроков, образующих круг. А участники выбирают новых кошку и мышку.
«УЛИТКИ»
Играющие встают в линию. По сигналу ведущего начинают двигаться к финишу. Побеждает участник, пришедший последним. Повторим: не первым, а последним. Стоять на месте нельзя, надо двигаться вперед, хоть маленькими шажками, но вперед.
«СНЕЖИНКА»
Ведущий раздает игрокам по маленькому комочку ваты, его надо разрыхлить - так, чтобы он стал легким, как пушинка. По сигналу ведущего участники дуют на свои «снежинки», не давая им упасть, все время поддерживая в воздухе. Побеждает игрок, удержавший «снежинку» дольше других участников.
«НЕ БОИМСЯ МЫ КОТА»
Выбирается водящий — он будет котом, все остальные участники - мыши. Кот садится на стул и «спит». Мыши окружают его и поют песенку:
Тра-та-та, Тра-та-та, Не боимся
Мы кота.
По сигналу ведущего: «Проснулся кот!» — мыши убегают в свой домик, а кот пытается их поймать. Те, кого кот запятнает (коснется рукой), становятся его добычей.
По второму сигналу ведущего: «Уснул кот!»>- играющие вновь подходят к водящему, который вернулся на свое место и «спит», и снова поют песенку мышей. После трех выходов кота на охоту, его сменяет новый водящий.
«НЕВОД»
Играющие — рыбы - размещаются по всей площадке, а двое рыбаков, взявшись за руки и объявив: «Идем ловить!», стараются захватить кого-либо свободными руками. Когда это удается, они ставят пойманного между собой, образуя первое звено сети. Каждый пойманный включается в сеть. Игра завершается поимкой последней рыбы. Можно выскакивать из сети, но только пока она не затянута, то есть пока не сомкнуты руки крайних.
«КРУГОВОРОТ»
Играющие делятся на команды по 8-10 человек. Команда выстраивается в колонну, друг за другом. По сигналу стоящий первым быстро поворачивается кругом, после чего второй берет его за пояс и они кружатся вдвоем, затем втроем и так до конца. Игра заканчивается, когда вся команда сделает это.
«РАССКАЗЫ И СКАЗКИ»
Дети любят, когда им рассказывают интересные сказки и рассказы. Это занятие развивает мышление и память, обогащает словарный запас, учит ребенка задавать вопросы, рождает более эмоциональный и тесный контакт взрослого с малышом. Если ребенок еще не приучен слушать, понимать и сосредоточиваться на больших рассказах, начните с маленьких и простых. Например:
«КОШКА И ПТИЧКА»
Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошка хитра.
(Л. Н. Толстой).
Чтобы проверить, понял ли ребенок содержание, задайте ему несколько легких вопросов.
1. Кто спал на крыше? 2. Кто прилетел на крышу? 3. Где села на крыше птичка?
4. Почему птичке нельзя сидеть близко с кошкой?
Когда прочтете рассказ, можно поиграть. Возьмите фигурку кошки, а ребенку дайте птичку: «Вот, Наташенька, кошка спит. А где птичка? А вот летит. Прилетела. Села. Прыг-прыг. Прямо к кошке. Кошка хитрая, проснулась. Глаза открыла. Подойди, птичка, ближе, я тебя схвачу. Вскочила кошка. Что, Наташенька, должна делать птичка? Улетать. Догоню-догоню, поймаю. Ух! Как жаль, не поймала. Лягу еще посплю, может, птичка еще прилетит. Вот тогда я ее поймаю».
Вы можете сочинять небольшие рассказы сами. Например: «Сидит собачка, дом сторожит. Вышел хозяин: «Эй, Шарик, иди сюда, на тебе косточку». Взял Шарик косточку и стал грызть. Ох и вкусная!» Также чтобы проверить, понял ли ребенок содержание и чтобы помочь его осмыслить, задавайте легкие и конкретные вопросы:
1. Кто сидел около дома? 2. Как звали собачку? 3. Что она делала? 4. Что дали собачке? 5. Кто дал Шарику косточку?
6. Что Шарик сделал с косточкой?
Занимаясь с малышом таким образом, постепенно усложняйте содержание рассказов, вводите новые слова и обороты речи. Читайте ребенку книги «Азбука» и «Новая азбука» Л. Н. Толстого, «Родное слово» и «Детский мир» К. Д. Ушинского. Поищите подобные рассказы и у других авторов.
«Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой». (Л. Толстой)
«Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочкой. Мама дала Насте для ее куклы все, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щетки, бусы». (Л. Толстой)
«Была в лесу белка и были у белки дети. Жили белки в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе, и белки жили у них в клетке». (Л. Толстой)
«Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде. «Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно». И Катя снесла Машу». (Л. Толстой)
«Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки столько наклала, что вода стала выше и можно было пить». (Л. Толстой)
«Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся. Собрались мышки, подпольные воровки, думушку думают, совет держат: «Как бы нам, мышкам, сухарь в норку протащить?» Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит; хвостики вам помнет, шубочки вам порвет». (К. Ушинский)
«Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га-га! Не хотим домой идти! Нам и здесь хорошо». Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьешься; взяла длинную хворостину и погнала их домой». (К. Ушинский)
«У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один. - Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос один? - А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному». (Е. Пермяк)
«Идет коза по улице, домой торопится. Дома ее хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерет. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, еще вкуснее коровьего». (Е. Чарушин)
«Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком напоила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет-мурлычет, а ее котеночек маленький - ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится. (Е. Чарушин)
«Надоело белочке скакать по веткам да шишки грызть-шелушить. Захотелось ей грибков поесть. Скок-прыг, скок-прыг, с ветки на ветку, с прутика на прутик - да с дерева на землю. Белочка-белочка, ты рыжики ешь, подосиновики, сыроежку и груздь, и сморчок, боровик и масляник. Только смотри не ешь красивый гриб в белых пятнышках: это ядовитый гриб мухомор - отравишься». (Е. Чарушин)
«Был у человека верный друг - Пес. Много лет сторожил он хозяйство человека. Шли годы, пес старел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвращался с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил: - Значит, ты уже не узнаешь меня? Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся носом в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему захотелось сказать: - Прости меня. Я сам не знаю, как это получилось, что я не узнал тебя. Через несколько дней человек принес откуда-то маленького щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса еще одну маленькую будку и сказал щенку: - Живи здесь. Старый Пес спросил у человека: - Зачем тебе еще один пес?
- Чтобы тебе одному не было скучно, - сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом человек повернулся, тихо вздохнул и ушел. А на траве кувыркался, играл щенок. (В. Сухомлинский)
«ТЕАТР ИГРУШЕК»
Разыграйте для малыша с помощью подходящих игрушек сказку, которую вы хорошо знаете - «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь», «Три поросенка», «Колобок», «Красная Шапочка». Например: «Испекла бабушка колобок, вот такой. Видишь, Сережа, какой он круглый, как мяч». Рассказывая ребенку сказку, одновременно показывайте с помощью игрушек происходящее действие.
«Положила бабушка Колобка на окошко. А Колобок прыг на землю и покатился по дорожке прямо в лес. Вдруг навстречу ему бежит — прыг-скок, прыг-скок. Кто это, Сережа? Зайка. Увидел он Колобка и говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!» «Не ешь меня, — отвечает Колобок, — я тебе песенку за это спою». И запел Колобок: Я Колобок, Колобок, На сметане мешен, В печку сажен, На окошке стужен. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел И от тебя, Зайка, уйду! И покатился Колобок дальше, да так быстро, что Зайка и догнать не смог. Катится, катится, только вдруг из чащи темной, идет ему навстречу большой и косолапый - кто? Правильно, медведь. Вот такой. - Колобок, колобок, я тебя съем! - Не ешь меня, Мишенька-медведь, я тебе песенку спою. Вот послушай: - Я Колобок, Колобок, На сметане мешен, В печку сажен, На окошке стужен. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от Зайца ушел И от тебя, Медведь, уйду! И покатился Колобок, только медведь его и видел. Куда там косолапому, толстому да неуклюжему его догнать. Повздыхал Медведь, покряхтел да и пошел своей дорогой. А Колобок катится, катится, а навстречу ему идет - длинный нос, рыжий хвост. Кто это, Сережа, такая? Это хитрая Лиса-лисичка. - Колобок, колобок я тебя съем! Ты такой кругленький, пухленький, румяненький... - Не ешь меня. Лучше послушай песенку. - Песенку? Ну, давай, пой! — Я Колобок, Колобок, На сметане мешен, В печку сажен, На окошке стужен, Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от Зайца ушел, Я от Медведя ушел И от тебя, Лиса, уйду! - Ой, ой, я же ничего не слышу. Совсем старая стала. Колобочек, сядь ко мне на нос и пропой еще раз свою песенку. Колобок к Лисе прыгнул на нос, а Лиса зубами щелк! -хотела его съесть, а Колобок - раз! — спрыгнул с носа Лисы и убежал. Покатился обратно, домой к бабушке, только хитрая Лиса его и видела. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!
А теперь, Сережа, давай сказку сыграем вместе. Хочешь быть Колобком? Вот бери, ты теперь Колобок. Пой его песенку, а я буду зайцем, медведем и лисой...»
Гибель главных действующих лиц в сказке, даже если их потом чудесным образом спасают (например, «Красная Шапочка») влияет на детей угнетающе, поэтому допускается изменить сюжетный ход или колец сказки, отчего воспитательное значение не проигрывает («Колобок», «Волк и семеро козлят»).
Зрелище, которое вы показываете с помощь игрушек, обогащает малыша целым рядом новых впечатлений и легче воспринимается и усваивается, чем чтение сказки или рассказа. Разыгрывая спектакль, обращайте внимание ребенка на новые, незнакомые слова. К примеру, в «Трех медведях» Л. Н. Толстого объясните и покажите с помощью игрушечных предметов значение таких понятий, как «большой», «средний» (поменьше), «маленький».
«...Один стул большой, другой поменьше, третий совсем маленький... Первая чашка, очень большая, вторая поменьше, третья синенькая, самая маленькая... Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая... Вот игрушечный стульчик большой, вот, Сережа, поменьше, а вот маленький. Покажи мне, где большая чашка? Где средняя, поменьше? А теперь — где маленькая? Молодец, Сережа...»
«КТО ЛЕТАЕТ?»
Объясните ребенку: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее — самолет или воробей, - ты должен поднять руки вверх, если назову то, что не летает — дом или собака, — надо захлопать в ладоши. Ну, приготовились начинаем играть.
- Ракета? - Голубь? - Ворона? - Тигр? - Стол? - Орел? - Пчела? - Облака?
- Дождь? и т. д.
«ЧТО ЕДЯТ?»
Скажите ребенку: «Я буду называть разные предметы. Одни из них есть можно, другие нельзя. Если они годятся для еды, ты хлопаешь в ладоши, если нет — топаешь ножками по полу. Итак, апельсин? Можно его есть? Можно. Значит хлопаем в ладоши. Машина. Ее есть нельзя. Топаем ножками.
- Хлеб? - Суп? - Молоко? - Конфета? - Мячик? - Кубик?
и т. д.
Произносите слова в медленном темпе и после каждого слова делайте короткую паузу, чтобы ребенок имел возможность подумать.
«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Расставьте на столе 5-6 знакомых вашему ребенку игрушек, например мишку, зайчика, петушка, лягушку, машину, куклу. Попросите его посмотреть и отвернуться, затем уберите одну игрушку. Спросите: «Ну, Сереженька, чего не хватает? Зайчика? Вот зайчик здесь. Смотри внимательно. Мишки. Правильно...»
Повторите игру несколько раз, постепенно усложняйте ее, вводя большее число предметов. Таким же образом можно проводить игру «Что прибавилось?», начиная с 3-4 предметов, добавляя постепенно до 7-8.
«УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАЮ»
Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять. Показывайте без слов, как умываетесь или причесываетесь, чистите ботинки, пьете чай и т. д. Затем поменяйтесь ролями, пусть ребенок выполняет какое-либо действие, а вы будете отгадывать.
«МЕДВЕДЬ, ЧТО ЕШЬ?»
Вы будете медведь, а малыш пчела. Определите, где у пчелы домик - черта, за которой медведь не имеет права ее ловить.
Пчела подходит к медведю и спрашивает: «Медведь, что ешь?» Медведь отвечает: шишку, рыбу, яблоко,.. Но как только медведь скажет: «Мед!» — пчела должна убегать в домик, так как медведь имеет право ее ловить. Сыграв 2-3 раза, можете поменяться ролями, пусть теперь малыш изображает медведя, а вы будете пчелой.
«СЕРЫЙ ВОЛК»
Вы будете серый волк, обращайтесь к ребенку: «Я злой и страшный серый волк! Ры-ры! Кого тут съесть? Где тут маленький ребенок?»Малыш должен отвечать: «Здесь только собачка». Волк: Почему она не лает? Малыш: Ав-ав! Волк (выйдя за дверь, возвращается снова): Ры-р-р! Кто здесь? Малыш: Только воробьи. Волк: Воробьи должны чирикать. Малыш (изображая воробья): Чик-чирик! Волк: Я воробьев не ем (уходит).
Потом появляется вновь. Происходит такой же разговор. При повторении малыш может называться любым животным и издавать соответствующие звуки. Играйте столько, сколько ребенок желает. Можете также предложить поменяться ролями.
«СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»
Расставьте на столе 5 игрушек, хорошо знакомых вашему ребенку (кукла, машина, мячик, кубик, зайчик).
- Вот, Ирочка, посмотри внимательно и запомни, где что лежит. Ты отвернешься, а я одну игрушку переложу, повернешься - скажешь, что я переложила, и сделаешь, как было. Ну-ка, отворачивайся! Теперь смотри, что изменилось. Машина стояла здесь, а теперь на самом краю стола, и кукла в машине не сидела. Ай да молодец, Ирочка, все заметила».
Когда ребенок усвоит смысл игры и начнет легко замечать перемену в расположении игрушек, усложните задание, увеличив количество предметов.
«КТО ЧТО ЕСТ»
Расставьте в ряд знакомые вашему малышу игрушки-животные.
- Смотри, Наташенька, проголодались зверушки. Надо их накормить. Будешь их кормить? Ну, давай. Вот зайчик, знаешь, что он ест? Морковку. Дай ему морковку. Вот петушок. Он любит клевать зернышки. Вот Мишка, он любит мед. Вот кошечка, она пьет молоко. Козочка и корова любят щипать травку, но можно дать им хлеба. Кукла? Ты что любишь, то же любит и кукла и т. д.
«ПОСТРОЙ КУКЛЕ КОМНАТУ»
Возьмите все, что понадобится вам и малышу для постройки комнаты для куклы: кубики, столик, стулья, кроватку, тарелки, ложки, скатерть, салфетки, шкафчик, одежду, утюжок и т. д. Затем возьмите куклу и говорите с ребенком от ее лица:
- Здравствуй, Людочка! Ты меня знаешь? Меня зовут Ляля. Только у меня нет домика, и я не знаю, где мне жить. Может, ты поможешь мне построить комнату. Давай бери кубики, будем строить стены. Вот так. Вот так. Мне нужен столик, за которым я буду кушать. А стульчик? А посуда? Ой, ой! Я стенку сломала. Давай починим. Вот какая большая стенка, получилась. А шкафчик? Куда мне мои платья вешать? А туфельки куда положить? и т. д.
«СОБЕРИ КАРТИНКУ»
Возьмите простые картинки с изображением фигур животных, игрушек или других знакомых ребенку предметов. Разрежьте их на 2-4 части так, чтобы на каждый кусочек попала существенная часть целой картинки. Предложите ребенку собрать разрезанную картинку. На первых порах малышу потребуется ваша помощь, а потом он научится делать это самостоятельно. Позже можно будет предложить ему кубики с наклеенными на них разрезными картинками или купить стикер-альбом с наклейками, где картинки также состоят из разрозненных деталей.
«УГАДАЙ НА ВКУС»
Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, киви, огурец, морковь, капуста, редис, репа). Предложите ребенку закрыть глаза и дайте ему разжевать дольку овоща или фрукта. Пусть ответит, что был за вкус (кислый, сладкий, горький, соленый), и назовет овощ или фрукт, который он съел.
«ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ»
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала или старой книги (главное, чтобы изображение было понятно ребенку), из нее вырежьте кусочки разной формы (квадраты, треугольники, кружки). Наклейте картинку, откуда вырезали участки разной формы, на лист белой бумаги. Малыш должен закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» теми самыми кусочками, которые из нее вырезаны.
«ВЫРЕЗАНИЕ»
Научите малыша вырезать ножницами из цветной бумаги различные фигурки — снежинки, звездочки, елочки, цветы, квадратики, кружочки, треугольники и т. д.
«ЛОТО»
Купите вашему ребенку игру «Лото» и научите его закрывать клеточки с соответствующим изображением. Если у него на картинке арбуз, надо ставить карточку там, где нарисованы овощи, закрыв картинку с арбузом, если огурец — поставить там, где нарисован огород, если цветок - на цветнике и клумбе.
«РАСТОПИ ЛЕД»
Достаньте из холодильника два кубика льда, один дайте ребенку, другой оставьте себе. Предложите посоревноваться, кто скорее растопит лед. Его можно греть в руках, тереть в ладонях и об одежду, но только не класть в рот и не бросать на пол.
«ЖМУРКИ»
Завяжите себе глаза платком и скажите малышу, что сейчас будете ловить его с завязанными глазами. Ходите по всей комнате, широко расставив руки. Если вы видите из-под повязки, то намеренно ошибайтесь: идите не в ту сторону, промахнитесь - главное, позабавить ребенка, доставить ему радость, заставить побегать. Если малыш захочет быть «жмуркой», необходимо ограничить место игры, убрав предметы, о которые можно споткнуться или задеть руками.
«ИГРОВАЯ ПРИСТАВКА»
Приставки типа «Денди», «Сега» или даже персональный компьютер могут развлечь малыша и доставить огромное удовольствие. Научите ребенка пользоваться джостиками или клавиатурой и поиграйте вместе с ним в простые и доступные для понимания игры.
«ЛЕПКА»
Купите ребенку пластилин. Возьмите кусок любого цвета и разомните его, дайте потрогать и помять малышу. Далее объясните, что из пластилина можно лепить. Покажите, как, оторвав небольшой кусочек и раскатав его, можно сделать палочку. Научите малыша отрывать кусочки, раскатывать их в ладонях или на доске и делать палочки. Свой показ обязательно сопровождайте словами, все объясняя и выполняя некоторые действия рукой ребенка. Затем обучите катать шарики, соединять их с палочками, вдавливать и прижимать. Со временем переходите к лепке простых предметов: грибков, самолетиков, тарелочек, лопаток, зверушек. Приготовьте различные материалы - пуговицу, спичку, наперсток, шишку, кусок коры и т. д. — и научите малыша лепить что-нибудь, соединяя эти детали с пластилином.
«РИСОВАНИЕ»
Дайте малышу бумагу и цветные карандаши. Покажите, как держать карандаш, как придерживать рукой бумаг-, а самое главное — как рисовать. Начните с прямых линий, кружков, закруглений и зигзагов, далее переходите к простым изображениям (лесенка, дорожка, шарик, мяч, окошко, солнышко, дождь, яблоко, елочка). Попытайтесь нарисовать человечка: круглую голову, туловище, ножки, ручки. Обращайте внимание малыша на цвет: мяч - красный (где красный карандаш?), солнышко - желтое (где желтый?) и т. д. Если правильно и интересно заниматься с ребенком, то к трем годам он сможет уверенно пользоваться карандашом и с удовольствием рисовать.
«РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ»
Возьмите книжку с красочными картинками, это могут быть иллюстрации к известным сказкам («Колобок», «Три медведя»), изображения животных, человека или каких-либо событий, знакомых ребенку. Пусть малыш выберет одну из картинок и самостоятельно попытается рассказать, что изображено и что происходит. Помогайте ему, задавая вопросы. Слушая «рассказывания» ребенка, попытайтесь направить его воображение за пределы того, что он видит. Так, если изображен лес, можно говорить о том, какие звери живут в нем; если человек за едой, можно спросить, что он есть и что любит есть сам ребенок или что он сегодня ел и т. д. Это обогащает смысловое содержание слов, расширяет ориентировку детей в окружающем мире.
Если малышу трудно излагать сюжет, рассказывайте вы, задавая ему вопросы, и просите добавлять детали и уточнения.
«ЗАБАВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ»
Если у вас собралась компания детей, устраивайте им веселые соревнования.
- «Кто быстрее?»
Два ребенка встают спиной друг к другу на расстоянии шага, между ног кладут веревку или ленту. Дети поднимают руки вверх и по сигналу «раз, два, три!» быстро наклоняются вперед, стараясь выдернуть веревку в свою сторону. Выигрывает тот, кому удастся это сделать первому. - «Мотальщики».
К ленте длиной 2-3 метра с обеих сторон прикрепите палочки, в середине привяжите цветной бантик. Двое ребят встают лицом друг к другу, растянув ленту. По сигналу начинают быстро перебирать пальцами, наматывая на палочку ленту и стараясь как можно быстрее дойти до середины. Кому это удастся сделать первому, тот и победил. - «Мяч на простыне».
Возьмите простыню и мячик. Дети становятся в круг, держа простыню на уровне пояса. Мяч кладется в центр простыни. Разделите малышей на команды соперников через одного. Первые должны стараться, маневрируя простыней, чтобы мяч скатился на пол, вторые препятствовать этому. Побеждает та команда, которая добьется своей цели за отведенное для игры время. - «Отбери мяч».
Двое ребят стоя друг против друга, обхватив руками мяч, стараются отнять его друг у друга. - «Сорви шапку».
Двоим малышам надевают на голову шапки. Надо снять шапку соперника и не дать снять свою. - «Поймай шарик».
Дети соревнуются, взяв ложку и шарик от настольного тенниса. Кто-нибудь из взрослых подбрасывает шарик вверх, а ребенок ловит его ложкой. Тот, у кого это получится, считается победителем. - «Поставь нос на место».
На листе бумаги надо нарисовать смешную человеческую физиономию без носа, а нос сделать из пластилина отдельно. Лист кнопками закрепить на стене. Каждый ребенок, имея в руках нос, должен пройти с завязанными глазами до «портрета» и прилепить его на место. Побеждает тот, кто сделал это наиболее точно. - «Попади в цель».
На расстоянии 5-6 шагов надо попасть шишками (кубиками) в коробку или ведерко (кто больше). - «На одной ноге».
Допрыгать на одной ноге в указанном направлении (кто быстрее). - «Пустышка».
Дайте детям пустышки, пусть они берут их в рот и выплевывают по очереди. Тот, чья пустышка улетит на самое большое расстояние, и будет победителем. - «В какой руке».
Один из ребят, прячет за спину обе руки, зажав в одной из них какой-нибудь предмет, затем выставляет их вперед, а другие дети должны угадать, в какой руке находится предмет. Наградой победителю может служить конфета. - «Вытяни приз».
Возьмите коробку и ленточки. Пусть ленточки свисают из коробки, приз, находящийся там, привяжите только к одной из них. Дети берутся за ленты и по счету «раз, два, три!» одновременно тянут каждый свою ленту. У кого она привязана к призу, тот его и получает. По желанию детей можете повторить игру несколько раз. - «Горячий мяч».
Дети становятся в круг и по сигналу начинают передавать мяч друг другу. По команде «стоп!» передача мяча прекращается, а ребенок, у которого в этот момент он оказался, получает приз. По желанию детей можете повторить игру несколько раз. - «Обезьянки».
Возьмите платочки и ленточки. Заправьте их детям в трико, чтоб они свисали как хвостики. Пусть малыши станут на четвереньки или на колени. Задача: отобрать «хвостик» у другой «обезьянки», но не руками, а зубами и, конечно же, не дать оторвать свой «хвостик». - «Кто выше».
Малыши соревнуются, кто выше подпрыгнет на двух ногах. - «Съешь яблоко».
Двум детям дают в руки по нитке с подвешенным на ней яблоком. Пусть они кормят друг друга. Выигрывает тот, кто сумеет быстрее съесть яблоко, конечно, без помощи рук.
«МАГАЗИН»
Предложите ребенку поиграть в магазин. Вы будете продавцом, а он покупателем. Бумажные листочки заменяют деньги. Играйте сразу несколько ролей: родителя (посылайте малыша в магазин и просите запомнить вещи, которые надо купить. Начинайте с одного-двух предметов, постепенно увеличивая до пяти-шести); продавца (здоровайтесь, спрашивайте, что хотят купить, предлагайте разный товар) и т. д. Меняйтесь ролями: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом. Каждый раз играйте в различные магазины: хлебный, молочный, «Игрушки», «Обувь», просто «Рынок» и т. д.
«УГАДАЙ, КТО Я»
Спросите у малыша: «Кто я? Угадай?» - и изобразите (жестами, звуками, мимикой и т. п.) чайник, самолет, машину, поезд, трактор, врача, шофера, кошку, зайчика и т. п. Вначале загадывайте знакомые ребенку понятия, далее постепенно расширяйте его словарный запас и житейский опыт. Меняйтесь ролями; пусть теперь малыш изображает что-либо, а вы угадывайте.
ЧИСТОГОВОРКИ И СКОРОГОВОРКИ
В период от двух до трех лет словарный запас ребенка быстро увеличивается, и уже не только те, кто постоянно общается с малышом, — все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («клой» — открой, «соко» - сколько), иногда один звук («камейка» - скамейка, «тул» - стул); вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» - стаканчик) и т.п.
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаково, но обычно к двум годам ребенок усваивает все звуки за исключением свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ) и сонорных (р, л) — их обычно или пропускают или заменяют (с на ф; з на с, в; ц на т; ш на с, т; ж на с, д; ч на т; щ на т; р на л).
Играя в
«КИНДЕР-СЮРПРИЗ»
Игрушки из киндер-сюрпризов (шоколадных яиц) вызывают у ребенка желание играть с ними.
Предложите малышу построить город для этих забавных игрушек, затем разделить «киндеров» по цвету, далее по принадлежности к определенному виду животных (лягушки, пингвины, бегемотики, львы, акулы, крокодильчики, черепашки).
Если в сюрпризе попадается картинка или игрушка, состоящая из разных частей, помогите ребенку ее собрать.
«УГАДАЙ, ЧТО В МЕШОЧКЕ»
Покажите ребенку мешочек, затем попросите отвернуться и не смотреть, сами в это время положите туда какую-нибудь игрушку. После чего дайте малышу и предложите, ощупывая через ткань двумя руками, угадать, что лежит в мешочке. Если ребенок ошибется и не сумеет правильно назвать предмет, пусть вынет игрушку и посмотрит, ощупает ее, запоминая контуры.
- Ну, что, Катенька, не угадала? Хочешь еще раз сыграть, а? Отворачивайся и не подглядывай. Вот, теперь на мешочек, давай отгадывай...
«ЛЮБИМАЯ ПЕСЕНКА»
Покажите ребенку на видеомагнитофоне мультипликационные фильмы, доступные для его понимания - Пух», «Зима в Простоквашино», «Лето кота Леопольда», «Крошка Енот», «Старуха Шапокляк», «Приключения Незнайки», «Чунга-Чанга», «Как Львенок и Черепаха пели песню» и другие.
Спросите у малыша, какой его самый любимый мультфильм, и предложите выучить песенку главного героя. Время от времени сами пойте вслух песни из этих мультфильмов, стараясь заинтересовать малыша, расширить его словарный запас, обогатить память.
Олег Козак "Игры и занятия с детьми с рождения до трех лет"