Наклонитесь к лежащему малышу, поймайте на себе его взгляд, улыбнитесь и заговорите с ним ласково. Сожмите пальцы правой руки в кулак, выставив вперед только мизинец - получилась «коза» с рожками. Теперь приговаривайте, удаляя и приближая «козу»:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп: «Кто каши не ест, Кто молоко не пьет, Того забодаю,
Забодаю, забодаю».
«Пободайте» ребенка, потормошите и пощекочите его. Играйте каждый день, и вы увидите, что вначале малыш будет только улыбаться, потом останавливать на вашем лице свой взгляд, прислушиваться к голосу, издавать радостные звуки и весело двигать ручками и ножками. Это говорит о том, что у него появилось зрительное и слуховое сосредоточение, зарождаются положительные чувства и ответная реакция на общение.
«СЛОВА»
Всегда разговаривайте с ребенком, называйте его по имени, читайте вслух книгу, включайте негромко радио и телевизор. «Окружите» его словами, пусть речь постоянно звучит вокруг него. Не беспокойтесь, что ребенок очень мал, не знает никаких слов, не улавливает интонации. Наше подсознание значительно сильнее нашего сознания. Подсознание ничего «не забывает».
Все рефлексы, все, что впитывает мозг ребенка, взаимодействуя с миром, — все это будет храниться в кладовых его памяти. Чем больше слов он бессознательно впитает, тем впоследствии легче сможет овладеть речью. Это можно подтвердить множеством примеров. Приведем случай, описанный Н. Рубакиным в книге «Среди тайн и чудес».
Жила в Англии служанка, безграмотная двадцатилетняя девушка. Однажды она простудилась, у нее начался сильный жар. В тяжелом бреду она вдруг заговорила на непонятном для окружающих языке. Позвали специалистов. Что же оказалось? Эта темная, забитая девушка, никогда не учившаяся в школе, говорила в бреду на греческом, латинском, древнееврейском языках! Еврейские пророчества сменялись
греческими изречениями, текстами из Библии, и все это было отчетливо, точно, с торжественной интонацией. Никогда прежде она не умела этого, да и не поверила после выздоровления, что говорила в бреду.
Решили было, что на нее снизошла божественная благодать. А потом выяснили, что в детстве она провела несколько лет в доме одного старика священника. Он любил после обеда расхаживать по комнате и громко читать вслух древние книги. Девочка и не думала запоминать да и не смогла бы всего запомнить. А вот запомнилось!
«ГДЕ ЗВУЧИТ?»
Возьмите погремушку, колокольчик или пищащую игрушку. «Звените» предметом то справа, то слева от ребенка, также сверху и снизу, обходите кроватку кругом. Разговаривайте. Спрашивайте: «Сереженька, где колокольчик звенит? Динь-динь! Во-от он где звенит. А сейчас где? Ну-ка, посмотри. Вот он где». Главное, чтобы малыш поворачивал голову на звук - это развивает слуховое внимание.
«ГДЕ ФЛАЖОК?»
Возьмите в руку яркий флажок, постарайтесь, чтобы малыш поймал его взглядом. Разговаривайте, перемещая флажок: «Катенька, где флажок? Ну-ка, ну-ка, посмотри. А вот он где! Ой, исчез. Куда же он подевался? А он вот где...» Добивайтесь, чтобы ребенок не только поворачивал голову, но и следил глазами за флажком. Если вы кормите ребенка из соски, подносите соску то с одной, то с другой стороны.
Эти игры развивают зрительное внимание, умение следить за движущимся предметом.
«ПОДНИМИ ГОЛОВКУ»
Положите ребенка на живот, поддерживая голову так, чтобы он не стукнулся лбом. Разговаривайте и поощряйте желание поднимать и удерживать головку. Затем возьмите малыша на руки, прислонив к своему правому плечу. Старайтесь, чтобы маленький, находясь в таком положении, приподнимал головку и опускал ее на плечо. Когда же он научится удерживать голову, держите его на руках дольше, ласково разговаривая или напевая песенки.
«ГУЛЕНИЕ»
Обращаясь к ребенку, произносите звуки, которые прежде уже произносил сам малыш: «агу!», «абу!», «бубу», «баба», «гу-гу-гу-гу», «а-а-а-а!», «га-га», «о-о» и т. п. Занимайтесь ежедневно и постарайтесь добиться того, чтобы он подражал вам, повторяя произнесенные звуки и слоги.
«ЗАХВАТЫВАНИЕ ИГРУШКИ»
Наклонитесь над лежащим ребенком и покажите яркую погремушку. Пусть он поймает ее взглядом, подвигайте ею и опустите ниже. Если ребенок не протягивает руки, тогда сами вложите игрушку в его ладошку. Затем подвигайте руку ребенка с погремушкой. Играя с ним таким образом, добивайтесь в последующих занятиях, чтобы ребенок сам пытался захватить ее. Подвешивайте игрушки над кроваткой так, чтобы, размахивая руками, ребенок наталкивался на них, мог захватывать, рассматривать и ощупывать. Форма игрушек должна быть удобной для захватывания.
«СО СПИНЫ НА ЖИВОТ»
Необходимо поощрять любое желание ребенка двигаться, особенно переворачиваться со спины на живот.
Положите сбоку справа яркую, красивую игрушку, чтобы она привлекала внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку, осторожно перевернуться со спины на живот.
«ПОЛЗАНИЕ НА ЖИВОТЕ»
Положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Когда же малыш потянется к ней, подставьте ладонь к ступням ног ребенка, чтобы у него была возможность упереться и оттолкнуться. Обязательно разговаривайте, поощряя желание ползать: «Ну-ка, Олеженька, достань зайчика. Вот как ножками уперся, вот как сильно оттолкнулся и пополз, пополз. Ай да молодец наш Олеженька, ай да умница-разумница. Такой понятливый ребенок. А ну-ка, давай с тобой ежика достанем. Вон как далеко ежик ушел, а мы его все равно достанем. Не уйдешь от Олежки, ежик...»
«ПРЯТКИ»
Надо спрятать какую-либо игрушку (кошку, зайчика, куклу, кубик, машинку и т. п.), положить так, чтобы ребенок видел, и накрыть платком. Спросить: «Катенька, куда спрятался зайчик, ты не знаешь? Ну-ка, найди зайчика». Если ребенок не может сопоставить слово «зайчик» с игрушкой, надо взрослому самому «найти» зайчика и показать ребенку: «Катенька, вот зайчик. Покажи, где зайчик?» Затем опять спрячьте игрушку и попросите ребенка ее найти. Меняйте предметы и терпеливо развлекайте ребенка, добиваясь умения находить названную игрушку. Попробуйте разнообразить игру. Накиньте платок себе на голову, позовите ребенка: «Катенька, а где мама? Где мама спряталась? Ну-ка, найди маму». Если ребенок сможет подползти, но не сможет стянуть с вашей головы платочек, то помогите ему, откройтесь сами и обязательно похвалите.
Попробуйте набросить платок на голову ребенка, как будто он спрятался сам.
«А где Катенька? Нету Катеньки. А куда же она убежала? - Снимите платок с головы: — А-а-а, вот где Катенька». Пусть ребенок сам учится стягивать и натягивать платок себе на голову.
«ПОКАЖИ, КТО ЭТО»
Возьмите ваш семейный альбом с фотографиями и покажите ребенку: «Вот это мама, это папа, это бабушка, это дедушка, это тетя Таня, это дядя Вася» и т. д. После этого спрашивайте: «Где папа? Покажи маму, а дедушку? Нет, это дядя Вася, а дедушка вот. Где дедушка, ну-ка, покажи. Правильно, молодец...»
Ребенок должен соотносить имена названных людей с их изображением.
По этому принципу проведите игру с книжкой про животных. Картинки должны быть большими и яркими. Объясняйте и спрашивайте: «Вот это собачка - ав-ав. Покажи, где ав-ав? Это кошка — мяу-мяу. Где кошка?» и т.д. Научите ребенка также узнавать части тела: «Где у Саши глазки? А носик? А ушки? А щечки? А лобик? А ручки? А ножки? А пальчики?» и т. п.
Показывая на видеомагнитофоне ребенку семейную кассету, также спрашивайте: «Это кто там по полу ползает? Это Саша. А кто это взял Сашу на руки? Папа. А что это? Елка новогодняя. Кто принес ее Саше из лесу? Дед Мороз» и т. д.
«ДОГОНЮ-ДОГОНЮ»
Потопайте ногами на месте около ползающего по полу ребенка, приговаривая: «Догоню-догоню-догоню». Малыш обычно смеется и пытается отползти. «Побегайте» за ним таким способом, заставляя двигаться.
«ЛАДУШКИ»
Хлопая в ладоши перед малышом, приговаривайте:
Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. Что пили? - Бражку. Кашку поели, Бражку попили — Шу-у-у... Полетели!
На головку сели.
Ребенок сам эти движения руками сразу повторить не может, поэтому возьмите его ручки и легко хлопайте, продолжая приговаривать: «Ладушки, ладушки». Держите ладошки ребенка вместе, затем на словах «Шу-у-у... Полетели! На головку сели» поднимайте их к лицу ребенка.
«СОРОКА-БЕЛОБОКА»
Сорока-белобока Кашку варила, Деток кормила: Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала: Ты дров не рубил, Воды не носил,
Каши не варил.
Приговаривая, водите пальчиком ребенка по его ладошке, при словах «этому дала» загибайте мизинец, затем безымянный палец, средний и указательный, при словах