Вокруг домашних родов сейчас идет много споров. Одни говорят, что это – незаконная деятельность и полная безответственность. Другие утверждают, что этот шаг является косвенным показателем родительского неравнодушия и активной позиции – той самой, дефицит которой так остро переживается в современном российском обществе.
Третьи напоминают о законности права женщины на самостоятельное определение места, условий рождения своего ребенка и круга лиц, участие и поддержка которых ей необходимы не менее, чем медицинская помощь. Однако, если на страницах популярных изданий, глянцевых журналов, в интернет-блогах и форумах тема домашних родов давно никого не удивляет и преподносится зачастую во вполне сочувственном контексте, то в официальных медицинских кругах отношение к ней резко отрицательное. В нашей стране домашние роды остаются вне легитимного поля. А как обстоит дело в других странах?
Голландия. Участковые «феллоскундиге» – так в этой стране называются традиционные повитухи — специалисты по ведению здоровой беременности и принятию физиологических родов. Беременность здесь не приравнивается к состоянию болезни, и поэтому, узнав о своём «интересном положении», женщина спешит не к врачу, а к участковой «повитухе». Оказавшимся в Голландии русским, привыкшим к иному подходу и считающим своим долгом всячески «лечить» свою беременность, бывает поначалу непросто построить отношения с участковой «повитухой».
Феллоскундиге, как квалифицированный специалист по ведению беременности, диагностирует те ситуации, когда проявляют себя факторы не–здоровья и тогда направляет женщину к доктору. Феллоскундиге занимается только «здоровой беременностью». Сложившееся в Нидерландах отношение к репродуктивному периоду жизни призвано ориентировать женщин на то, что беременность – это не заболевание, а естественное состояние. Все феллоскундиге принимают домашние роды; это законная практика. В Голландии дома рожают 30% женщин. На мой вопрос к феллоскундиге Сьюзен Томпсон об этом цифре, она ответила, что число рожающих дома могло бы быть больше, но в стране проживает слишком много иностранцев, для которых активное поведение женщины в домашних родах давно стало «экзотикой». При этом, 60% женщин рожают естественным образом и, как правило, в специализированной помощи при беременности и родах не нуждаются. Никогда при родах дома под окнами не дежурит «реанимобиль», призрак которого сопровождает медицинские разговоры о домашних родах в нашей стране. Голландцы очень расчетливый народ, а реанимация — вещь дорогая. Поэтому, если бы для 30% женщин необходимо было поставить под окна бригаду скорой помощи, то появление каждого голландца на свет слишком дорого обходилось бы этой стране.
Германия. В Германии в 50-х годах XX века институт акушерок-повитух упразднили и медики убедили население, что беременность и роды непременно требуют высококвалифицированной помощи. Понадобилось совсем немного времени, чтобы понять эту ошибку. Под напором общественности с 1994 года вновь законодательно было закреплено за домашними акушерками право вести беременность и принимать роды у женщин на дому. На сегодняшний день независимых акушерок в Германии – около 5 тысяч. Половину суммы за роды, при желании женщины рожать с независимой акушеркой, роженице оплачивает страховая компания. Женщина в Германии имеет право выбора – наблюдаться у акушерки или сразу идти к врачу.
Министерство здравоохранения и одна из ведущих медицинских страховых компаний Германии профинансировали 18-месячное исследование 1148 беременностей и родов, планировавшихся как не больничные, в городе Гессене. В исследовании участвовало 35 акушерок из независимых медицинских центров и 50 акушерок, специализирующихся на домашних родах. Особое внимание было уделено оценке степени опытности акушерок и владении методами, позволяющим своевременно выявлять при беременности степень риска. Выводы, сделанные на основании этого исследования, говорят о том, что при подготовленных домашних родах значительно реже возникает потребность в экстренных медицинских вмешательствах, и эти роды требуют меньше затрат (т.е. стоят дешевле). Это было еще одним подтверждением данных, полученных ранее в других странах.
Англия. В Англии так же есть участковые акушерки – здесь их называют мидвайф (midwife). Они никак не относятся к медицинскому ведомству. В 1972 году медики решили запретить деятельность мидвайф и взять беременность и роды полностью в свои руки. Женщины вышли с протестом на демонстрацию и отвоевали право на «здоровую беременность».
Англичанки могут выбирать у кого им наблюдаться – у врача или у мидвайф. Для повышения квалификации, всех мидвайф периодически направляют на практику в роддома - к младенцами, в послеродовое, родильное отделения. Обязательной является здесь и регулярная практика экзаменационной аттестации мидвайф, подтверждающая их квалификацию. Если возникают сложности в родах, мидвайф везет женщину в клинику. При этом, в Англии, как и в других странах, акушерка имеет право помогать «своей» роженице и в роддоме, и в послеродовом периоде. И в США мидвайф постепенно завоевывают прочные позиции в наблюдении беременных и в ходе родов. Надо сказать, что упорная борьба акушерок за свои права все-таки принесла свои плоды: на сегодняшний день лицензирование или легальная сертификация традиционных акушерок (мидвайф) возможна уже в 22 штатах, а легальная практика – еще в 16. Там тоже у женщины есть выбор: где рожать и у кого наблюдаться. Если женщина считает себя больной, то она идет к врачу в клинику. Если – здоровой, то к – мидвайф для наблюдения за беременностью и родами. Результаты исследований, проведённых в Дании, позволяют провести сравнение двух систем родовспоможения. Для нормальной (не переношенной) беременности уровень перинатальной смертности здесь оказался в 10 раз выше при ведении родов врачами – в сравнении с «акушерскими» родами. Интересно, что в ходе исследования, врачи не имели дело с женщинами более высокой степени риска, чем акушерки, и на это нельзя списать указанную десятикратную разницу. Многие исследователи отмечают, что отличные результаты обеспечиваются не только квалификацией и опытом акушерки, но тем, что женщины так высоко ценят, в чем особо нуждаются и чего так, зачастую, не хватает в клиниках – «индивидуальным подходом» в дородовом наблюдении, родах, послеродовом уходе. Индивидуальный подход проявляется не только в выборе способа родовспоможения, но и в активной направленности на эмоциональную поддержку роженицы. Английские исследователи Д. Корте и Р. Скайер, ссылаясь на британский и американский опыт, имеющий мощную поддержку в датских результатах исследования, с уверенностью говорят о том, что домашние роды и помощь акушерки в действительности «безопаснее, чем мы полагали». Ими делается вывод, который вполне можно рассматривать как вызов безальтернативной системе родовспоможения: «Опасность домашних родов состоит не в угрозе для жизни мам и младенцев, а в угрозе, которую они представляют для благополучия и процветания врачей акушеров-гинекологов и их практики»… За последнее время еще две страны прибавились к тем, где домашние роды легализованы: Венгрия и Италия. На это влияет не только желание женщин, но и такая упрямая вещь, как цифры: «Фактически, в шести странах с самым низким уровнем перинатальной смертности», - пишет Элизабет Дэвис в книге «Сердце и руки» (США) - ведущая роль в родах принадлежит именно акушеркам, которые самостоятельно ведут 70% всех родов. Соединенные Штаты, где это число составляет лишь 5%, по уровню детской смертности находятся на 26 месте в мире». Для сравнения: недавние (2004г) данные по младенческой смертности в Германии таковы: 4 на 1000 новорожденных, материнская смертность – коэффициент 4. В России (роды в роддоме) младенческая смертность составляет около 16.8 на 1000 новорожденных, материнская — коэффициент 28 . Но не только зарубежные исследования говорят о том, что домашние роды могут быть безопасными. Специалистами Казанской Государственной медицинской академии было проведено исследование родов дома и в роддоме. Причем, здесь исследовали «неподготовленные» домашние роды – т.е. те, которые произошли не по желанию женщин, а по воле случая — не успела бригада скорой помощи, стремительные роды и т.д. в сравнении с показателями работы родильного отделения кафедры акушерства и гинекологии №1 КГМА. Исходя из полученных данных, ученые делают вывод о том, что «...чрезмерное увлечение мануальными и инструментальными приемами, принятыми в физиологическом акушерстве, способно нередко нанести больше вреда, чем невмешательство в естественный многотысячелетний процесс деторождения». Возможной альтернативе в сложившейся системе родовспоможения в современной России они дают следующую характеристику: «Домашние роды в том виде, в каком наблюдаются в отечественном акушерстве, в настоящее время, безусловно, - результат неудовлетворительной организации медицинской помощи населению. Однако, родоразрешение женщин минимальной группы риска при нормальном течении беременности и родов в домашних комфортных условиях в окружении близких родственников и в присутствии акушерской бригады, с терпеливым, бережным ведением родов и рациональным невмешательством в физиологический процесс – одно из желательных и перспективных направлений развития современного родовспоможения». Вопрос о переосмыслении сегодняшней акушерской практики в нашей стране становится одним из самых насущных в контексте разразившейся в России демографической катастрофы. Нежелание рожать и воспитывать детей, девальвация социального статуса материнства и отцовства, узаконенная практика убийства зачатых, но «нежеланных» детей – эти кризисные симптомы родственны привитой женщине пассивной роли в процессе родов. Эта пассивность в немалой степени опосредована жестким и неоправданным медицинским давлением, практикуемым в отношении ведения беременности и родовспоможения, между тем как не отрицается, что «...беременность и роды — физиологический процесс, а не диагноз, поэтому любые вмешательства, по идее, должны предприниматься только в крайнем случае». В современных же женщин настолько вселили уверенность, что они никогда не смогут родить без помощи врачей, что женщины на себя уже и не рассчитывают. За них действительно «рожают» врачи. Направо и налево применяя обезболивание и стимуляцию, родовозбуждение и эпизиотомию, они настолько технократизировали процесс, что действительно невозможно поверить в то, что без аппаратуры, обезболивания, стимуляции и присутствия гинеколога, неонатолога, реаниматолога, акушерки можно не то чтобы нормально родить, но просто выжить в родах. Мы идем в роддом не рожать, а спасаться от смерти или страшных «а вдруг». На роддом надеются, уповают и одновременно… страшатся его и боятся там оказаться. Особенно – без контракта. «Контрактные роды» - призрачная, но всё ж таки гарантия «человеческого» отношения к одному из самых интимных процессов – рождению на свет человека, гарантия сохранения женского и материнского достоинства. В нынешней ситуации демографического кризиса Россия, несомненно, будет искать свой путь выхода. У нас есть богатый опыт семейно-родовых традиций и в отношении репродуктивного поведения, и вскармливания, и пестования младенцев, и воспитания детей. Этот опыт и сегодня востребован семьями. Его нужно только подсказать, показать, открыть для тех, кто вопреки экономическому спаду и прочим напастям, целенаправленно строит свою семейную крепость. Было бы ошибкой транслировать западные правовые и культурные образцы, регулирующие семейные связи и отношения родителей с детьми, на российскую действительность. Но нельзя не обратить внимания на уже сложившийся факт: в обществе, где мать изначально, ещё на родильном столе, оказывается отстранённой от своего ребенка – духовно, эмоционально, физически - складывается подготовленная почва для последующей коррекции детско-родительских отношений, скажем, с помощью ювенальной юстиции. Эпидуральная анестезия, кесарево сечение без веских на то показаний, раздельное пребывание матери и новорожденного, искусственное вскармливание – не первые ли это ступеньки в стремительном процессе родительской инфантилизации и превращения в пассивных потребителей услуг, активно предлагаемых «специалистами»? Далее – понятно, что законным продолжением семейной истории может стать прерогатива институтов ювенальной юстиции над институтом семьи... Складывается ощущение, что сегодня в российском обществе вместо института родительства существует мощный институт его разрушения. На это направлены немалые ресурсы – от СМИ до докторов в женской консультации, привычно подписывающих направление на аборт женщине, беременной очередным ребенком («Доктор, да я рожать собираюсь!..»- «Да вы что, с ума сошли?!»). К сожалению, в нашей стране альтернативная практика сопровождения беременности и родов по-прежнему остаётся вне юридического поля. Но она существует, хотим мы этого или нет. Научное подтверждение того, что домашние роды при ведении их опытной акушеркой значительно безопасней, не могут утешить женщин в нашей стране. Пока не введены стандарты практики, не введена сертификация акушерок, нельзя рассчитывать на профессионализм и беспристрастие в домашнем родовспоможении. Однако, надо признать, что сложившаяся в последние десятилетия 20 века практика подготовки беременных женщин к рождению малыша в различных семейных центрах, клубах и школах, пропагандирующая и поддерживающая повышение заботы о своем здоровье и здоровье будущего малыша путем здорового образа жизни и необходимости медицинского контроля, дает примечательные результаты. Для женщин, прошедших такую перинатальную подготовку ожидание ребенка и сами роды превращаются в радость, несмотря на известные дискомфортные состояния беременности и переживание боли в родах. Подготовка семейной пары к родам — это процесс не просто направленный на обучение эффективному взаимодействию женщины с медиками в родах, но содействующий пробуждению родительской самоидентификации, отношения к внутриутробному ребенку не как к «плоду», но как к человеческой личности, для которой нет никого важнее мамы и папы уже сейчас, еще до появления на свет. Беременность длится 9 месяцев, роды — часы, родительство — это надолго. На всю жизнь. Подготовка к родам и подготовка к рождению ребенка — это вроде бы похожие, но разные по целеполаганию способы работы с супружеской парой в период беременности. Хорошая акушерка, помогающая супружеской паре подготовиться к прибавлению в семье готовит ее, по сути, не к нескольким часам родов, а к материнской и отцовской роли, освоение которой начинается уже сейчас, когда они только беременны своим ребенком. И, если только немногие женщины, рожавшие в роддоме могут похвастаться тем, что с благодарностью вспоминают их акушерку, то взаимоотношение родителей со специалистом, сопровождающим их беременность и приглашенным к поддержке в процессе родов, становятся сокровенным диалогом двух сторон — родителей и акушерки. Благодаря им во многом становится возможным преодолеть тот механический формализованный подход к родам, который вызывает у женщин естественное сопротивление. К таким акушеркам женщины приходят еще и еще раз. По свидетельству акушерок, к которым обращаются родители, твердо решившие рожать дома, вовсе не медицинские фобии лежат в основе их решения, хотя негативный осадок от рождения предыдущего ребенка в роддоме играет не последнюю роль. Этим людям близка и понятна мысль о том, что не только врачи, но и они сами несут прямую ответственность за их ребенка. Активное поведение женщины в родах меняет внутреннюю «картину» родительства. Таким родителям свойственно отцовское и материнское «пробуждение» еще на этапе беременности.
При этом, среди сторонников альтернативы в системе родовспоможения и гуманизации акушерской практики есть не только медики (Хасанов и соавтор, Радзинский, Н.А.Жаркин (10)), но и сами женщины. Среди них – и те, которые все-таки целенаправленно выбирают домашние роды для появления на свет своих малышей. Именно – малышей. Во множественном числе. Примечательно, что малодетность не характерна для тех, кто однажды родил своего ребёнка дома. Этот факт ещё ждёт своих исследователей. Но сегодня, на фоне катастрофической депопуляции и неуклонного истощения семейно-демографических ресурсов России, не пришло ли время задуматься над тем, чтобы и у российских женщин было право на выбор? Автор: Алена Семенцова
Источник:www.portal-slovo.ru